Тест на тревожность у детей - проверьте эмоциональное состояние ребёнка

Тест на тревожность у детей: определение уровня тревожности и его влияния на поведение
Тревожность у детей — это эмоциональное состояние, которое проявляется в чрезмерных опасениях, страхах, сомнениях и неуверенности в себе. Для родителей и педагогов крайне важно своевременно выявить тревожность у ребенка, поскольку её игнорирование может привести к стойким эмоциональным нарушениям и трудностям в социальной адаптации.
Данный тест на тревожность у детей построен на анализе эмоционального выбора ребёнка в различных ситуациях. Он направлен на качественный анализ результатов и выявление уровня тревожности детей, а также степени его влияния на эмоциональное состояние. Методика основана на ситуации моделируемые на рисунках, что позволяет детям интуитивно выражать свои переживания.
Процедура проведения
Перед началом теста взрослый объясняет ребёнку, что ему будут показаны картинки с разными ситуациями. На каждом рисунке ребёнку предлагается сделать выбор в ситуациях, изображённых на нём. Этот выбор в ситуациях позволяет определить, как он воспринимает эмоционально негативный опыт и с каким уровнем тревожности ит сталкивается.
Проводится укладывание спать в одиночестве, изображение ситуации на рисунках, моделируют взаимоотношения между ребёнком и взрослыми. Ребёнок должен выбрать, что он сделал бы или как бы себя повёл. Эмоционально негативных выборов выбор показывает тревожности у детей и уровень тревожности детей в повседневной жизни.
Используется специальный стимульный материал: набор из 10–15 рисунков, которые моделируют наиболее частые стрессовые ситуации детей — разлука с родителями, наказание, страх темноты, укладывание спать, пребывание в одиночестве, конфликты с другими детьми и т.д.
Вопросы теста (примеры ситуаций):
Ребёнок остаётся дома один. Он:
а) спокойно играет или занимается делами
б) немного нервничает, но справляется
в) испытывает страх, тревогу, звонит родителям
Ребёнка укладывают спать в одиночестве. Он:
а) спокойно засыпает
б) просит свет оставить включённым
в) отказывается ложиться один
В детском саду или школе ребёнку дали новое задание. Он:
а) берётся за выполнение уверенно
б) спрашивает подробности, уточняет
в) переживает, что не справится
Ребёнок случайно разбил любимую чашку. Он:
а) признаёт ошибку
б) начинает оправдываться
в) пугается, прячется или молчит
Перед контрольной в школе ребёнок:
а) спокойно готовится
б) переживает, не может сосредоточиться
в) сильно нервничает, не спит ночью
Ребёнку не разрешают играть с планшетом. Он:
а) принимает запрет
б) недоволен, но соглашается
в) начинает плакать или кричать
Ребёнку нужно выступить перед классом. Он:
а) выходит уверенно
б) волнуется, но выступает
в) отказывается выступать
Ребёнок потерял любимую игрушку. Он:
а) ищет, просит помощи
б) расстраивается, грустит
в) впадает в истерику
Ребёнку необходимо пройти мимо лаящей собаки. Он:
а) идёт спокойно
б) обходит с опаской
в) боится идти
Родители задерживаются и не отвечают на звонки. Ребёнок:
а) ждёт спокойно
б) тревожится, смотрит в окно
в) сильно беспокоится, плачет
Ребёнка оставляют на ночь у бабушки. Он:
а) радуется, чувствует себя в безопасности
б) немного скучает
в) сильно тоскует, просит домой
Ребёнка критикуют за неаккуратную работу. Он:
а) старается исправиться
б) обижается
в) расстраивается, замыкается
Ребёнок ссорится с другом в школе. Он:
а) мирится сам
б) переживает, но говорит об этом
в) сильно страдает, замыкается в себе
Вечером дома отключается свет. Ребёнок:
а) не пугается
б) просит быть рядом
в) испытывает панический страх
Ребёнку снится страшный сон. Он:
а) просыпается, засыпает снова
б) зовёт родителей
в) отказывается спать один
В классе ребёнка вызывают к доске. Он:
а) выходит уверенно
б) волнуется, но выходит
в) отказывается выходить
В новой группе (кружок, секция) ребёнок впервые общается с детьми. Он:
а) быстро находит контакт
б) ведёт себя настороженно
в) держится в стороне
Ребёнок слышит громкий шум за окном. Он:
а) реагирует спокойно
б) пугается, спрашивает, что это
в) убегает или прячется
Ребёнку предстоит поехать на экскурсию без родителей. Он:
а) радуется, собирается
б) волнуется, просит не отпускать
в) отказывается ехать
Ребёнка ругают за плохую отметку. Он:
а) старается исправиться
б) огорчается, но объясняет
в) боится, замыкается в себе
Ребёнка попросили остаться после уроков. Он:
а) остаётся спокойно
б) беспокоится
в) переживает, боится наказания
Процедура анализа
Психолог или взрослый, проводящий тест, фиксирует выборов ребёнка. Важно учитывать эмоциональное состояние, проявленное в поведении: тревожности у детей могут проявляться невербально — взгляд, поза, мимика, отказ от выбора.
Далее проводится качественный анализ результатов. Эмоционально негативных выборов выбор указывает на высокий уровень тревожности. Если ребёнок чаще выбирает действия, связанные с избеганием, страхом, отказом — тревожности детей находятся на высоком уровне.
Интерпретация результатов
0–10 баллов — низкий уровень тревожности;
11–20 баллов — умеренный уровень тревожности;
21–30 баллов — высокий уровень тревожности;
31 и выше — крайне высокий уровень тревожности у детей.
Если выбор в ситуациях стабильно показывает эмоционально негативный опыт, рекомендована консультация с детским психологом.
Пояснение по ключевым признакам тревожности
Ребёнок, испытывающий тревожность, может не высказывать свои страхи напрямую. Поэтому тест тревожности помогает выявить скрытые формы тревожности у детей. Особенно важны стимульный материал и ситуации на рисунках, так как они отражают эмоциональное состояние ребёнка в различных ситуациях без давления.
Если в тесте встречаются выборов у ребёнка, демонстрирующих избегание, самообвинение, страх наказания — это показатели, что эмоционально негативный опыт уже закреплён. В таких случаях важно вовремя заметить тревожность у ребенка и предпринять меры поддержки.
Что важно учитывать при анализе результатов
Наличие ситуаций, вызывающих страх и отказ действовать;
Повторяющиеся модели поведения — например, просьба укладывание спать только с родителями;
Отказ от общения, нарушения сна, нарушения аппетита;
Отказ участвовать в играх, высокое напряжение при выполнении заданий;
Повышенная привязанность к взрослым, страх остаться без них.
Если ребёнок при укладывании спать в одиночестве демонстрирует тревожность у ребенка, стоит обратить внимание на эмоциональное состояние, особенно если оно усиливается со временем.
Выводы и рекомендации
Данный тест тревожности позволяет сделать качественный анализ результатов поведения ребёнка в различных ситуациях. Он выявляет уровень тревожности ит, эмоциональное состояние, а также помогает моделируют взаимоотношения между ребёнком и взрослыми.
Если вы обнаружили высокий уровень тревожности, важно обратиться за профессиональной консультацией. Работа с тревожностью помогает ребёнку чувствовать себя увереннее, улучшает его адаптацию в обществе и снижает эмоционально негативных выборов выбор.
Процедура проведения теста проста, но её результаты могут дать глубокое понимание состояния ребенка и уровня тревожности детей. Важно помнить, что тест — это не приговор, а инструмент раннего выявления тревожных признаков.
Дата проведения: Указывается дата проведения теста, чтобы при повторной процедуре можно было отслеживать динамику изменений.
Дополнения к тесту на тревожность у детей: расширенные ситуации и уточнённая интерпретация
Для повышения точности диагностики и более полного охвата возможных проявлений тревожности у детей, предлагается дополнить тест новыми ситуациями на рисунках и расширенными рекомендациями по интерпретации.
Дополнительные вопросы:
Ребёнку предлагают выступить перед классом:
говорит уверенно и спокойно;
немного волнуется, но соглашается;
просит отменить выступление;
отказывается и начинает плакать;
испытывает страх и прячется.
Ребёнка дразнят другие дети на прогулке:
игнорирует и уходит;
говорит, чтобы прекратили;
начинает защищаться словами;
зовёт взрослого;
плачет и убегает.
Новый воспитатель/учитель в группе/классе:
сразу идёт на контакт;
наблюдает издалека;
молчит и боится заговорить;
прячется за взрослым;
отказывается идти в сад/школу.
Неожиданно гаснет свет в комнате:
сохраняет спокойствие;
просит включить свет;
пугается и зовёт взрослых;
убегает в другую комнату;
кричит и плачет.
Ребёнка не взяли в игру:
ищет другую компанию;
спрашивает, почему не взяли;
уходит грустный;
замыкается в себе;
плачет и долго не может успокоиться.
Родитель на несколько дней уезжает:
спокойно прощается;
немного переживает;
не отпускает родителя;
отказывается оставаться с другими взрослыми;
постоянно плачет и не спит по ночам.
Нужно пройти мимо собаки на улице:
спокойно проходит;
немного волнуется, но идёт;
просит подержать за руку;
обходит стороной и ускоряет шаг;
отказывается идти и пугается.
Расширенная шкала оценки тревожности:
Для каждой ситуации выбирается один из 5 вариантов, баллы присваиваются по шкале:
Первый вариант (спокойная реакция) — 0 баллов
Второй (умеренное волнение) — 1 балл
Третий (неуверенность, отказ) — 2 балла
Четвёртый (тревожное избегание) — 3 балла
Пятый (сильная тревога, страх) — 4 балла
Итоговое количество баллов распределяется по уровням тревожности:
0–25 баллов — низкий уровень тревожности
26–50 баллов — умеренный уровень
51–75 баллов — высокий уровень
76 и выше — крайне высокий уровень тревожности у детей
Дополнительные рекомендации:
Повторяющиеся выборы, свидетельствующие о страхе одиночества, указывают на тревожности у ребёнка, связанной с привязанностью.
Сильные реакции в ситуациях взаимодействия с другими детьми — признак социальной тревожности детей.
Поведение, связанное с избегающим или зависимым реагированием, может свидетельствовать о высоком уровне тревожности ит.
Стимульный материал следует обновлять, используя реальные фото и более разнообразные ситуации, чтобы ребёнок мог точнее идентифицировать себя с персонажем.
Дата проведения: заполняется для каждой новой сессии, чтобы отследить динамику изменений тревожности у детей.
Дополнения позволяют провести более качественный анализ результатов, глубже понять эмоциональное состояние ребёнка в различных ситуациях и вовремя оказать поддержку.
+7 (926) 12-97-447

Garnet Clinic